Известия: "В поисках тренда"
Придать модному слову "инновации" конкретное значение попытались собравшиеся на 8-й ежегодный Саммит Брендов-Лидеров, завершившийся вчера. Саммит так и назывался "Инновации, которые работают"
Присутствовавшие на мероприятии топ-менеджеры крупных компаний, маркетологи, рекламщики, специалисты по PR в течение двух дней старались предугадать будущее.
Как сделать так, чтобы в России активно начал развиваться инновационный бизнес? Ответить на этот вопрос на саммите пытались все выступающие. Так, по словам создателя венчурного фонда Almaz Capital Partners Александра Галицкого, вначале надо, как в садоводстве, подготовить почву для дерева инноваций. В состав почвы должны входить: образование, разумный гоударственный протекционизм, благоприятный инвестиционный климат, грамотное трудовое законодательство, снижение себестоимости создания бизнеса и другие ингридиенты. Если такая почва для инноваций будет подготовлена, то нас ожидает просто фантастическое будущее.
Например, директор по стратегическому маркетингу телекоммуникационной компании "МТС" Гарриет Джонстон, рассказал о зубной щетке, снимающей во время чистки зубов информацию о состоянии полости рта и передающей эти сведения через интернет в базу данных стоматологической клиники. А также об умном доме, где компьютер, ведающий доставкой еды, будет запрещать хозяину покупать вредную пищу. Пока такого, правда, не существует, однако, учитывая бурное развитие технологий, кто знает, как скоро электронные опекуны могут стать реальностью?
Одной фантастикой дело, конечно, не ограничилось. Сегодня, как известно, в России проблемы не то что с умными домами, а просто с доступом в интернет. Вообще, сравнение предпосылок для инновационного развития у нас и на Западе пока что по большей части не в пользу России. Так, по словам директора по развитию бизнеса компании "Оптоган" Алексея Ковша, в самой развитой российской экономической зоне в Томске насчитывается немногим более 40 IT-предприятий, при том что в Кремниевой долине, скажем, их сотни, если не тысячи. И, конечно, не секрет, что на Западе много IT-компаний, основанных россиянами. Причем, что интересно, несмотря на известную всему миру нашу креативность, большинство этих компаний, по словам Алексея Ковша, предпочитают не внедрять инновации, а работать на уже проверенном поле, зарабатывая 10 – 15 млн долларов в год.
Несмотря на трудности различного рода, многие компании разрабатывают и внедряют инновации в нашей стране. Они ищут нетрадиционные подходы к клиенту. Например, российская компания Splat, выпускающая средства для гигиены полости рта, принципиально не дает рекламы, рассказал гендиректор фирмы Евгений Демин. Его компания привлекает энтузиастов, что-то вроде волонтеров, которые распространяют продукцию. "Людям бывает нужно почувствовать себя участниками какого-то важного дела", - объяснил Евгений Демин. В каждую упаковку, кстати, вложена бумажка, где указан его личный электронный адрес, чтобы оперативнее реагировать на пожелания покупателей.
Понятно, что о новых трендах задумываются все. Но если у компаний с относительно новым для российского рынка продуктом и, как следствие, с небольшим количеством конкурентов путь ясен – увеличивать продажи, то операторам, занимающим "плотно окученные" ниши, например, сотовым компаниям, приходится всерьез искать новые способы привлечения клиентов. Так на рынке появляются "кастомизированные" телефоны, рассчитанные на ту или иную прослойку населения. Скажем, "пенсофоны", то есть мобильники для пожилых людей с большими кнопками, или "минифоны" - бюджетные модели для малообеспеченных граждан. При этом, по словам первого замгендиректора по операционной деятельности "Мегафона" Валерия Ермакова, голосовой связью клиенты российских сотовых операторов уже насытились, и теперь "новым драйвером роста выручки становится передача данных". Кстати, если в мире от передачи данных операторы получают в среднем 24% всего дохода, согласно исследованиям британской компании Portio Research, занимающейся исследованиями рынков, то в России – только 6%, так что есть куда стремиться.
Борьба за потребителя становится все ожесточеннее, и все более важное место в рекламе, считают маркетологи и рекламщики, занимает психология. Собственно, базовые психологические приемы использовались в рекламе с самого начала, но тренд ближайшего будущего в российской рекламе (на Западе эти приемы уже широко используются) – не только создание новых видов товаров, но также нахождение новых потребностей в уже существующих их категориях. А также интеграция с потребителем, то есть нахождение каких-то общих с ним черт помимо взаимоотношений в формате "деньги – товар". Например, стремление увидеть выгоду в проблеме. Скажем, "Грязь – это хорошо", гласит слоган одного известного производителя стирального порошка. Потому что, допустим, грязная одежда на ребенке – это следствие активности малыша, познающего мир. Наблюдается и обратная картина – потребители влияют на производителей. Так, скажем, по словам руководителя отдела по работе с социальными медиа рекламного агентства "Грэйп" Михаила Гейшерика, фанатское сообщество Apple сформировало спрос на iPad с помощью слухов задолго до появления самого гаджета.
Мир меняется с каждым днем все быстрее, и ловить новые тренды приходится буквально на лету. Россия пока что только учится это делать, но, будем надеяться, все впереди, все же креативных личностей у нас в избытке.
Источник: Известия